Миссия Программы ООН по борьбе за права женщин

"Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира"

Всеобщая декларация прав человека ООН


МИССИЯ ПРОГРАММЫ ООН ПО БОРЬБЕ ЗА ПРАВА ЖЕНЩИН (WUNRN)
Программа ООН по борьбе за права женщин (The Women's UN Report Program & Network - WUNRN) – неправительственная организация, целью деятельности которой является реализация выводов и заключений Исследования ООН по вопросу религии и убеждений и статуса женщин с точки зрения религии и традиций (E/CN.4/2002/73/Add.2). Этот документ предствляет собой масштабное и всеобъемлющее исследование и отражает подход ООН к проблеме нетерписмости и дискриминации женщин в рамках религии и традиций.

Программа научной работы и практической деятельности WUNRN, таким образом, разрабатывается на основе Юридических и Фактических аспектов данного исследования.

Права женщин неразрывно связаны со свободой вероисповедания, и WUNRN в своей деятельности стремится упрочить эту связь. В сотрудничестве с проектом Тандем (The Tandem Project, www.tandemproject.com) WUNRN занимается пропагандой толерантности и борьбой против дискриминации женщин с точки зрения религии и традиций.

"Дискриминация и нетерпимость по отношению к женщинам, обусловленные религиозными традициями, должны решительно осуждаться. В этой связи Специальный докладчик еще раз заявляет о необходимости проведения семинара о статусе женщин с точки зрения религии, традиций и прав человека, с целью обозначить факты такой дискриминации и сформулировать практические рекомендации и план действий по ликвидации таких практик."

Г-н Абдельфаттах Амор,
Специальный докладчик по вопросам свободы религии и убеждений, автор Исследования ООН по вопросу религии и убеждений и статуса женщин с точки зрения религии и традиций.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ФАКТОВ УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ

A. Культурные стереотипы
A1: Мальчики и мужчины имеют приоритет
Согласно Исследованию ООН, "Государства и социальные группы ссылаются на культурные и религиозные традиции в качестве оправдания нежеланию улучшать положение женщин; Конвенция за Устранение Всех Форм Дискриминации Женщин (CEDAW) указывает на широкое распространение подобных социокуольтурных стереотипов." По мнению представителей Конвенции, "Религиозные положения могут быть неверно интерпретированы или сознательно искажены с целью манипулирования и установления контроля над женщинами, их передвижениями, образованием и социальными контактами. Отсутствие женщин в публичной сфере позволяет мужчинам делать ложные умозаключения, но женщины – которые традиционно воспринимаются как хранительницы традиций – и сами нередко ставят под сомнение свои права и ограничивают свои возможности."

A2: Религиозный экстремизм
Согласно Исследованию ООН, "Характерным признаком для всех форм религиозного экстремизма или фундаментализма является жесткое отрицание гендерного равенства. В социальных группах и государствах, как в случае с афганским Талибаном, может существовать сегрегация женщин, при которой женщины полностью исключаются из общества, не могут наниматься на работу, получать образование и путешествовать, должны соблюдать строгий дресс-код." Далее в Исследовании утверждается, что "в некоторых более толерантных государствах, таких, как Бангладеш, идея введения религиозного дресс-кода использовалась в рамках предвыборных кампаний. В ряде стран женщины подвергаются телесным наказаниям."
A3: Ограничения в одежде
Исследование ООН утверждает, что "женщин часто обязывают следовать строгому дресс-коду; эта практика распространена в исламских странах, например, для женщин, занятых в педагогике и в других профессиях. " "В других ситуациях женщины сами склонны выбирать одежду, которую одобряет религия." После публикации Исследования ООН, общественные организации Франции рекомендовали Правительству принять закон, запрещающий ношение религиозной одежды в школах с целью сохранения светских традиций

B. Женское здоровье
B1: Женские обрезания
Исследование ООН утверждает, что "по оценке ВОЗ, на сегодняшний день обрезанию подверглись от 85 до 115 миллионов женщин в Африке и Азии, а также 2 миллиона девочек в 26 странах Африки, в Азии и иммигрантских сообществах Европы, Америки и Израиля." Далее в Исследовании указывается, что "неверно ассоциировать женские обрезания с какой-либо религией, в частности, с исламом. Оно практикуется в разных культурах... и его применение связано с целым комплексом религиозных представлений и социо-культурных традиций. Обрезание может приводить к смерти, тяжелым физическим увечьям и психологическим состояниям."
B2: Акушерские практики, табу
В Исследовании объясняется, что "в некоторых странах, например в Гане (Африка), традиционные акушерские практики и пищевые табу могут повредить матери и ребенку. "

C. Статус в семье
C1: Брак, развод, полигамия
В Исследовании есть разделы, посвященные: брачному возрасту, согласию на брак, практикам, связанным с заключением брака, приданому и калымам, полигамии, абортам и контролю над планированием семьи и левирату (практика, при которой вдова имеет право или обязана выйти замуж за брата умершего мужа). Исследование утверждает, что "Некоторые традиционные временные формы брака по своей сути являются проституцией. Другие допускают возможность полигамии там, где она официально запрещена, позволяют избежать выплаты калыма/приданого и в любом случае связаны с ущемлением прав женщин."
C2: Дискриминация при передаче национальности ребенку
По данным Исследования, "во многих странах матери ущемлены в правах по передаче национальности ребенку; в исламских странах это привело к ограничениям при ратификации Конвенции по правам ребенка."
C3: Право выступать в роли свидетеля
Цитата из Исследования: "В некоторых культурах, как правило, монотеистических, женщины-свидетели имеют меньше доверия. Такие религиозные предписания носят дискриминационный харакрер. Стоит отметить, однако, что в Исламе женщины традиционно имели право выступать в качестве свидетеля. Для сравнения, в Израиле женщины получили право свидетельствовать только в 1951 году, тогда как в Тунисе равные права исторически были у свидетелей обоих полов."
C4: Наследование и имущественные права
В Исследовании утверждается, что "культурные предрассудки часто ограничивают женщин в праве распоряжаться своим имуществом или имуществосм, находящимся в совместной собственности с мужем. Право наследования – сложный вопрос, который по-разному интерпретируется в рамках разных религий и культур. Например, женщины-индианки в Бангладеш не имеют права наследовать имущество; в других странах женщины могут ограничиваться в таких правах в рамках традиций или закона." Исследование отмечает и положительные моменты: "Если изучить религиозные тексты в исторической перспективе, можно отметить тенденцию к уменьшению дискриминации."

D. Право на жизнь
D1: Инфантицид
Цитата из Исследования: "Приоритет мужчин и мальчиков приводит к инфантициду девочек; на территории Индии среди беднейших слоев населения нередки случаи удушения и отравления младенцев женского пола. В других странах встречаются выборочные аборты после подтверждения пола плода." "Ранний ислам запрещал женский инфантицид, и этот принцип должен поддерживаться и пропагандироваться сегдня для того, чтобы победить все формы дискриминации в отношении женщин."
D2: Жестокость по отношению к вдовам
"Вдовы подвергаются унижению во многих странах и культурах. Отдельные практики бывают просто бесчеловечны. Например, индийский обычай «сати» - сожжение вдовы вместе с телом мужа – дважды запрещался в 1829 и 1987 году, однако все еще применяется. Иногда вдов считают ведьмами, приносящими несчастье, в других случаях они подвергаются сексуальной эксплуатации или им запрещается вступать в брак. Безусловно, эти практики имеют религиозное происхождение."
D3: Преступления чести
По данным Исследования, "случаи преступлений чести встречаются на Ближнем Востоке, в Южной Америке и Южной Азии, а также в отдельных районах средиземноморского региона. У мужчины есть право на убийство женщины, подозреваемой в бесчестном поведении по отношению к его семье, и он не будет нести за это никакой отвественности. Женщина в таких культурах рассматривается как часть имущества мужчины, а не как самостоятельная личность. Специальный Докладчик обращает особое внимание на случаи доведения женщин до самоубийства и обливания кислотой. Наиболее жестокие религиозные практики по отношению к женщинам распространены в Бангладеш."

E. Право на достоинство
E1: Проституция и рабство
"В сиутации, при которой проституция оправдывается религией и культурой, женщины оказываются наиболее уязвимы. Священная проституция все еще распространена в Непале (там она носит название deuki), в Южной Индии (Devadasi) и Гане (trokosi). В соответствии с этими обычиями, девочки передаются «в дар» храмам, где священнослужители и приходане используют их как секс-рабынь."
E2: Изнасилования и сексуальные преступления
В Исследовании ООН заявляется, что "Изнасилование – крайняя форма преступления по отношению к телу и личности женщины. В соответствии с нормами целого ряда культур и религий, насильник не понесет наказания, если женится на своей жертве. Такая безнаказанность приводит к существенному снижению возраста вступления в брак в таких странах как Мексика, Коста Рика, Ливан, Перу, Уругвай, Корея. Формально религия может поддерживать браки по свободному согласию, но женщины в этих культурах ценятся значительно ниже мужчин, что позволяет закрывать глаза на случаи насилия. Кастовая система также поощряет насилие. Например, в индийском штате Кашмир изнасилованиям подвергаются девочки и женщины из низшей касты Dalit."

F. Социальная дискриминация
F1: Право на образование
Согласно Исследованию ООН, "Традиционные сексистские стереотипы, распространяемые СМИ и религиозными экстремистами, часто способствуют ущемлению прав девочек на среднее, высшее и профессиональное образование." "Женщины традиционно испытывают дискриминацию в плане доступа к образованию и его содержания. Образ женщины, каким его преподносят учебники, не способствует повышению уважения к женщине среди молодых людей и вызывает нетерпимость. Практика, при которой женщин вынуждают отказываться от работы или не допускают девочек к школьному образованию, является грубым нарушением международного законодательства."
F2: Запрет занимать должности
"Именно культурные и религиозные традиции исторически были причиной исключения женщин из общественной жизни; такая дискриминация базируется на ошибочном убеждении в гендерном неравенстве и изначальном превосходстве мужчин. Духовные и религиозные функции в подавляющем большинстве конфессий на всех континентах закреплены исключительно за мужчинами." По данным Исследования ООН, "В некоторых странах у женщин до сих пор нет права голоса. В отдельных случаях мужчины влияют на мнение женщин или голосуют от их имени, следовательно, многие женщины теряют интерес к политике."

G. Тяжелые случаи дискриминации
G1: Этнические чистки
По данным Исследования ООН, "Женщины могут подвергаться дискриминации по половому признаку или в результате принадлежности к этническому или религиозному меньшинству. Такая дискриминация может принимать формы геноцида и этнических чисток." "Во время беспорядков 1998 года в Индонезии имели место случаи жестокого преследования женщин китайского происхождения." "Экстремизм в Афганистане в наибольшей степени коснулся женщин. Например, во время этнических чисток часто практиковались насильственные браки с целью усиления Талибана и уничтожения других племен. Таким образом, женщины преследовались по половому и этническому признаку."

G2: Секс-туризм
Исследование ООН не связывает секс-туризм напрямую с религией. В нем, однако, отмечается: "Секс-туризм является жестоким видом дискриминации, которая сочетает в себе презрение к женщинам и к другим национальностям и расам."

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Исследование по вопросу о свободе религии или убеждений и положении женщин с точки зрения религии и традиций



Перевод с английского: Екатерина Писарчик


Tags - Keywords :

Comments

Публикации

Популярное

Новое

Разное

Тэги

I DO NOT suport Internet Explorer